Журнал "Стиль&Дом", №5, 2008
Дмитрий Данилов работает в уникальной
авторской технике, сын художника, с красками и мольбертом он знаком почти с
рождения. Но разве это что-то объясняет? Ведь можно правильно научиться класть штрих,
работать кистью, мастихином, писать гуашью, маслом, акварелью… Но того, что
превращает чистое полотно в картину, в произведение искусства, так и не
случится. Есть в живописи более существенное что-то, и именно его, эту
неопределённую компоненту, и замечает зритель, разбирает критик.
«Необходимо,
чтобы мотив стал смутным воспоминанием, тогда он может стать картиной. В
полотнах, написанных с натуры, меньше тайны. Время изымает из памяти ненужные
детали, всё обыденное и оставляет лишь поэтическую сущность предметов. Я
пытаюсь выразить своё восприятие мира в его вневременных проявлениях, без
привязки к конкретному месту. Но образы все из прошлого, из пережитого. Из
Львова, города волшебной красоты, где я родился. С донбасских степей, где я
вырос. Из горных путешествий и походов, с мусульманского Востока… Из сказок «Тысячи
и одной ночи», из Бредбери, из Борхеса … И может быть, что-то навеяно
рисунками Леонардо, Пиранези… Но сознательно я никому никогда не подражал.
Я не придумываю сюжет
заранее – импровизирую. И в этом парадокс : картина не должна быть надуманной,
рациональной, но и не может быть совсем случайной».
Удивительные,
завораживающие образы – не то фантасмагорические сны, не то под действием
неведомых сил причудливо трансформировавшаяся натура.
В том, что изображено
на полотне, нет волнующей мистики, нет извращённого псевдофилософского
подтекста, нет зловещего фатального смысла. Есть воспоминания, выдержанные в
укромных уголках памяти, состарившиеся в полузабытьи и ставшие от этого чище,
возвышеннее, благороднее – так старится хорошее вино.
Из несущественного,
мимолётного рождается вечное, прекрасное. Странные сюжеты, поразительно напоминающие
реальность, но – другую реальность: они намёки на окружающий мир, его
мифическое отражение. Или -- что-то ещё, что сродни сюрреализму и в корне от
него отличающееся. Ведь сюрреализм – игра парадоксальных совпадений, поток
сознания. «Встреча зонтика и швейной машинки на операционном столе», как говорил Андре Бретон. А здесь …
Логическая связь связь между предметами как будто существует, точнее она
наверняка есть, она почти осязаема, но объяснить её… А разве можно словами
описать музыку ? Есть вкус, гармония и ощущение полёта.
Александра Маленко, главный
редактор журнала «Стиль и Дом»
|